О ПРОБЛЕМЕ
Аудит-М

Задумывались ли Вы когда-нибудь о том, что представляют собой бухгалтерии на предприятиях. В большинстве случаев это коллектив женщин, вечно занятый рутинной работой по обработке первичных документов, с перерывами на авралы по составлению квартальной отчетности. Чем они только не занимаются кроме ведения бухгалтерского учета: финансовым анализом, решением экономических и плановых задач, составлением или правкой договоров, пытаются решать управленческие задачи. Данный перекос приводит к тому, что не решаются в полном объеме задачи бухгалтерского учета (нет времени) и кое-как решаются финансовые, экономические, юридические, управленческие задачи (нет соответствующей квалификации, знаний и опыта). Это происходит в связи с тем, что не определены функции бухгалтерии как структурного подразделения, ее права и обязанности. На предприятиях, зачастую, отсутствуют должностные инструкции, т.е. не распределены должным образом служебные обязанности бухгалтеров, их права и полномочия. Все это ведет к тому, что у одного бухгалтера непомерно большой объем выполняемой работы (отсюда работа в вечернее время, выходные дни, дома), у другого бухгалтера необоснованно занижены выполняемые функции (отсюда праздное шатание по предприятию, вечные чаепития и т.п.).

Исходя из нашего опыта, можно сказать, что руководители предприятий пытаются переложить организацию работы бухгалтерии и учетного документооборота на плечи главного бухгалтера (подразумевая, что раз он (она) главный бухгалтер, то ему (ей) и виднее). А главный бухгалтер, как правило, в силу недостатка опыта решения управленческих задач, не в состоянии самостоятельно профессионально решить данную задачу. Не решенные задачи в сфере управления, постановки учетного документооборота, автоматизации учета влекут за собой проблемы в своевременном получении руководителем оперативной информации, необходимой для эффективного управления бизнесом, проблемы в производственных отношениях, в управлении персоналом.

Помимо правильного распределения служебных обязанностей внутри бухгалтерии, следует отметить и кадровый вопрос. Как показывает практика, до налоговых проверок большинство руководителей не знает фактическое состояние дел в бухгалтерии собственных предприятий (данное заключение не касается предприятий и бухгалтерий, которые отработали не один год, прошли не одну фискальную проверку и нет текучки кадров). Многие из тех руководителей, с кем нам пришлось столкнуться либо в процессе восстановления бухгалтерского учета, либо в процессе "битвы" с налоговыми органами, говорили: "Как это могло случиться, ведь я и на семинары его (ее) отправлял, и литературу выписывал и т.д. и т.п.".

Причин может быть несколько. Иногда профессиональный уровень бухгалтера невысок, а зачастую бухгалтера просто бояться потерять рабочее место и поэтому делают так, как требует руководитель, хоть это бывает и неверно с точки зрения налогового законодательства. Пути решения данной проблемы могут быть разные. Можно поручить формирование (отбор кадров) бухгалтерии кадровым агентствам или заключить договор с профессиональными бухгалтерскими фирмами на предмет ведения бухгалтерского учета. Подбор сотрудников кадровыми агентствами, по правде сказать, более целесообразен в поиске, например, токаря или слесаря. По этим специальностям присваиваются определенные разряды, выдаются документы, подтверждающие данный разряд, а в бухгалтерском учете, с учетом постоянных изменений законодательства, даже квалификационный аттестат не всегда гарантирует Вам наличие грамотного специалиста.

Хочется обратить внимание руководителей, что нельзя недооценивать значение бухгалтерского учета на предприятиях. Налоговое бремя сегодня такое, что даже незначительная ошибка в бухгалтерском учете может стоить предприятию больших штрафов. Это влечет за собой сокращение оборотных средств, а подчас ведет и к банкротству. Необходим профессиональный подход к данной проблеме. Если Вы все же готовы самостоятельно взяться за эту задачу, то мы рады предложить Вам алгоритм ее решения.



вернуться назад